РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №23-24, 1925 год. Корреспонденция

"Радиолюбитель", №23-24, декабрь, 1925 год, стр. 485

Корреспонденция

Не глушите самодеятельности

Читая "Радиолюбитель", приходится, конечно, знакомиться лишь с теоретической стороной радио, а применить это на практике, видно, но суждено. И не суждено только потому, что нет средств к осуществлению всего того, что дает журнал и т. под. литература.

Я окончил в этом году школу II ступени здесь, в Пятигорске. При школе был радиокружок, в котором числилось человек 20—25 учащихся. Работа кружка была сначала организационная, потом читали "Радиолюбитель" и — все. Дальше этого дело не шло. Не было средств, кроме членских взносов, на которые была приобретена литература. При этом администрация школы, ученическое самоуправление игнорировали кружок. Создалась такая обстановка, в которой кружок начал распадаться. Но нас, четырех человек, это опечалило. У нас было 4 радиолюбителя, силами которых могла бы быть установлена радиостанция. Что же делать? Сорганизовать свой кружок? Опять-таки нет средств: ведь никто из нас сам не зарабатывает, а живет на иждивении отца или матери, от которых помощи в радио не жди. Есть в школе физический кабинет. Вдруг мы узнаем, что там хотят устанавливать приемник. Нас взяло недоумение: "как так, существует у нас кружок, который и должен устанавливать, на что имеет право получить средства". Оказывается, завфизкабинетом достал откуда-то денег и начали делать станцию. Потом и одна из последних групп, имея свой денежный фонд, решила дать на установку 50 руб. Члены кружка начали просить, чтобы деньги дали кружку, но напрасно. Нас не пригласили к установке. Мы, четыре радиолюбителя, решили присутствовать на установке, работая сами. Мачту, антенну — установили. Народу радио "послушать" на крышу набралось много, помогали. Сделали снижение, заземление, приемник БЛ2, выписали лампы "микро" и две Р5, выписали двуухий высокоомный телефон, сделали аккумулятор и т. д. Но БЛ2 молчал, не слышно было "Коминтерна" и "Сокольников". Самостоятельно действовать не приходилось, так как лаборант кабинета и телеграфист с местной станции орудовали сами. БЛ2 разобрали. Кабинет был заперт на 1—1½ месяца. Лаборант уехал, не дав нам самим работать, на озеро устанавливать метеорологическую станцию. Это дело было в начало июня.

В конце июля лаборант приехал. Начали делать "солодин", забросив БЛ2. Мы добились бы и БЛ2, но лаборант начал "солодин". Мотали катушки. Его не доделали.

И этим все закончилось. Лаборант опять уехал. Школу II ст. реорганизовали в пром.-эк. техникум, сделав семилетку. Двое радиолюбителей учатся в техникуме, один уехал, я сейчас нигде не учусь, а на будущий год думаю поступить в ВУЗ.

Антенна же на крыше школы стоит и посейчас, лампы лежат в шкафу, а корпус на столе.

Такова судьба радиоустановки, которую не желали доверить нам, любителям, и кружку. А очень может быть, что при участии радиокружка установка могла бы действовать!

Подписчик № 10911.

Случай, действительно, вопиющий: ведь и средства были, и все-таки не дали радиолюбителям работать. Подход антиобщественный, антипедагогический, футлярный.


О Кавказе и вообще о дальних районах

Мы получаем много пожеланий относительно журнала и обычно просто принимаем их к сведению для проведения в жизнь, не занимая ими место в журнале. Но на этот раз, получив пожелания по поводу удовлетворения нужд любителей Закавказья, — пока обделенного судьбой района, — даем им место в журнале, чтобы попутно выяснить нашу позицию в деле обслуживания удаленных от центра районов.

Тов. Мелик Кубаров (Тифлис) высказывает сожаление, что редакция забывает, по его мнению, о любителях Закавказья и 1) не дает описания паиболее простой высокой мачты, 2) конструкций приемников для приема Москвы и за границы, затем, 3) он отмечает отсутствие радиовещателя в Тифлисе ("радиоголод") и 4) вследствие "централизма" "Радиолюбителя" (по его мнению, простительного) просит поднять вопрос о местном органе.

Отвечаем:

По 1-му вопросу: самая простая высокая мачта давно описана в № 5 "РЛ" за 1924 г. Ее можно, собрав на земле, поднять и стрелой (см. № 10, 1925 г., стр. 213). Детали и приспособления к местным условиям нужно обдумать уже самостоятельно, посоветоваться, если нужно, с местными специалистами-строителями.

По 2-му вопросу: Радиус действия приемника — вообще дело темное, зависящее от ряда местных условий, а для Кавказа в особенности. Помещая описания приемников для дальних станций (Лбова — в № 3, 1924 г. и в № 5, 1925 г. и Вострякова — № 15—16), мы шли навстречу потребности в приеме дальних станций, но гарантировать определенный результат, скажем, на Кавказе, мы не могли за неимением опытного материала: его должны собрать сами любители, о чем мы не раз просили. Мы, правда, еще не давали супергетеродинных схем, специально рассчитанных на очень дальний прием, — но мы делали это сознательно, зная, что совет пользоваться 6—9 ламповым приемником, дорогим и сложным по конструкции и управлению, остался бы платоническим. Наша же задача — давать реально выполнимые советы.

По 3-му вопросу: — В этом вопросе, в отсутствии у вас радиовещания, и лежит корень зла, в котором "РЛ" меньше всего виновен и, наоборот, пытался помочь делу описанием маломощных передатчиков. Когда у вас заговорит станция, весь "РЛ" за прошлое время пригодится вам целиком.

По 4-му вопросу: местный орган по указанным причинам едва ли поможет делу, да и едва ли он выдержит по причине малого тиража. Укрепляйте лучше центральный орган, стремитесь к тому, чтобы он стал мощным, способным проделать большую работу по обслуживанию всех нужд радиолюбительства, вносите свои коррективы, давайте свои задания — словом, создавайте свой мощный печатный орган.

Подробнее о том, как совместно работать радиолюбителям и их органу, поговорим в первом номере нового года. А пока — зовем к совместной работе, к выявлению таящегося в кое-каких "недрах" ценного опыта.


О радиозайме

Радиолюбитель К. Вагин (Гомель), считая вопрос, поднятый т. Б. К. (№ 15—16, 345), своевременным, предлагает выпустить такой заем с розыгрышем радиоаппаратуры и литературы.


Испытания... любительских нервов

Нельзя ли через журнал "Радиолюбитель" воздействовать на радиотехников, которые во время передачи других станций засоряют эфир граммофонными пластинками или счетом, чуть ли не по целым вечерам. Это имеет место на станции "Радиопередача", Никольская, 3. Нельзя ли считаться с тем обстоятельством, что в большинстве любители бедны и ие имеют отстраивающихся приспособлений, что у любитадей есть также нервы.

Вчера нельзя было слушать "Коминтерна", сегодня — "Сокольников". И завтра тоже...

Испытания пусть ведут в другое время.

Радиолюбитель И. Ф. Шаг.


О "Радиолюбителе"

Один из наших читателей, "обращенный любитель" (Тифлис), пишет:

"Пользуюсь своим "правом" выразить Вашему журналу от имени всех мне известных радиолюбителей (думаю, что большинство читателей журнала присоединится к ним) благодарность за тот материал и ценнейшие сведения, которыми Ваш журнал снабдил, снабжает и будет снабжать, надеюсь, еще в течение долгого времени любителей".

О своем "обращении" он заявляет:

"Первая искра радиолюбительства была зажжена во мне Вашим журналом, несмотря на то, что до него я имел довольно основательные знания из области беспроволочного телеграфирования и телефонирования, приобретенные мною из книг, но не имел ни малейшей склонности к этому роду занятия. Думаю, что значительную роль в этом играл умелый подбор материала и увлекательное изложение, имеющее место в Вашем журнале".

Далее "обращенный" отмечает в нашем журнале отсутствие "популярщины", обусловленное серьезным подходом к делу, и тесную связь редакции с любительскими массами. Из отделов "Радиолюбителя" он отмечает: "Что и предлагаю" — центр любительского творчества, "Расчеты и измерения любителя" (инж. С. И. Шапошникова), "Техническую Консультацию" (И. Горон) и "Библиография" (инж. Геништа).

"Лично я, — говорит "обращенный любитель", — не приобретаю ни одной радиокнижки, не справившись предварительно с этим отделом".